Сетевое педагогическое сообщество как форма профессионального развития учителя. Как активнее обсуждать эти вопросы? Помогут ли педагоги стран СНГ педагогам Чувашской Республики повысить качество образования
5 комментариев
Лайк
5 комментариев
boyko
02 мар. 2018 г.
Да, это очень интересная работа.
Лайк
pirova
02 мар. 2018 г.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. К примеру, в начале учебного года можно предложить обучающимся выбрать из предложенного Вами списка рассказ (неисследованное произведение), определить ракурс исследования (пасхальные мотивы, особенности пространственной или временной организации текста и т.д.), предложить проанализировать произведение в обозначенном аспекте (работать над текстом до тех пор, пока не будет раскрыта во всей полноте авторская позиция), далее осветить степень изученности произведения. В конечном итоге работа будет строиться по следующей схеме: степень изученности произведения (с выходом на актуальность проведенного исследования), непосредственно сам анализ текста. Результаты работы можно представить на научно-практической конференции.
Используете ли Вы на уроках русского языка и литературы такую форму ? Возникают ли какие-либо вопросы, трудности в ходе работы?
Лайк
karimova
02 мар. 2018 г.
Я применяю прием "Кубик Блума", который помогает выявить уровень познавательной активности учащихся, сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, выработать стратегии мышления.
Лайк
ignateva
02 мар. 2018 г.
Мне нравится использовать разного рода диктанты, перфокарты, компьютерные презентации.
Лайк
boyko
02 мар. 2018 г.
Введение ФГОС поставило перед учителем новые задачи: формирование не только предметных результатов обучения, но и личностных, и метапредметных. Оценка качества образования стала подразумевать оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.
Оценка невозможна без формирования определенных навыков, поэтому важно было определить необходимые условия для осуществления данного процесса. К ним относятся следующие: применение технологий, основанных на системно-деятельностном подходе; включение в содержание урока заданий, направленных на формирование УУД (универсальных учебных действий). Соблюдение данных условий позволяет повысить уровень мотивации обучающихся и уровень сформированности УУД.
Системно-деятельностный подход в образовании занимает сейчас ведущую роль, потому что позволяет вырастить ученика-исследователя. Путь, который проходит обучающийся за урок в системно-деятельностной технологии, состоит из следующих этапов: мотивация, исследование, обмен информацией, организация и связывание информации, рефлексия, применение, мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).
Шесть основных этапов современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС :
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Эти этапы показатели эффективности современного урока. Реализация же рефлексии деятельности ученика- оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу. Определение этапов формирования и проведения оценки качества сформированности познавательных УУД позволяет четко спланировать работу и выстроить систему оценивания.
Система оценивания имеет определенную структуру:
• Самостоятельный и самоценный элемент содержания
• Средство повышения эффективности преподавания и учения
• Фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования
• Регулятор программы обучения
Оценочная деятельность учителя опирается на :
- критериальное оценивание, оценивание результатов деятельности обучающихся,
- диагностическое и срезовое оценивание, самооценку и взаимооценку и принцип добровольности. Принцип добровольности осуществляется при выборе в классе учеников-консультантов, осуществляющих проверку за выполнением домашних, срезовых заданий.
• Оценивание призвано стимулировать учение посредством :оценки исходного знания; учёта индивидуальных или групповых потребностей; демонстрации понимания материала; побуждения детей размышлять о своём учении.
• Принципы оценивания :
• Самооценка ученика предшествует оценке учителя
• Оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся
• Содержательное (само)оценивание неотрывно от умения себя контролировать
• Самостоятельный выбор учащимися сложности заданий
• Право учащихся на незнание и сомнение
• Для итоговой аттестации используется накопительная система оценок
Оценка - особое действие в структуре УД
Что значит оценка в рамках урока ФГОС? Оценить - выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
Оценить - определить меру своего продвижения к цели
Виды оценки – прогностическая, ретроспективная, рефлексивная.
ООД (ориентировочная основа действий)
ОЦЕНКИ:
- Что нового узнал? Чему научился?
- Насколько я продвинулся к цели?
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе обучения через самостоятельную познавательную деятельность. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом, но и ещё: умение научиться объективно оценивать свою работу и одноклассников. Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют специальные тетради «По следам своих ошибок», где учащиеся учатся классифицировать ошибки. На протяжении нескольких лет я использую для самостоятельной работы учащихся эти тетради по русскому языку, в которых ученики и мои помощники-консультанты могут после выполнения заданий проверить себя, выставить себе оценку. Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения, поэтому и учащихся, и их родителей познакомила с этапами формирования познавательных УУД основной школы ,сравнительной характеристикой ФГОС и стандартов 2004 года, предметными результатами, шкалой оценивания .
- тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;
- творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;
- «Портфолио» («Портфель достижений»);
- Внутриклассный мониторинг (карты наблюдений, классные журналы, дневники- учащихся и другие формы накопительной системы оценки). Результаты мониторирования позволяют корректировать свою деятельность и деятельность учащихся. Результаты заносятся в специальный журнал. Требования к ведению и заполнению журнала. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
Аналитический этап предполагает проведение анализа полученных результатов в сравнении с предыдущими и со средними результатами класса. Все результаты заносятся в журнал. Эта работа позволяет быстро увидеть приращение как каждого обучающегося, так и коллектива в целом: сводные таблицы легко проецируются на экран, переводятся в диаграммы. Так, оказываются выявленными проблемы. Остается определить причины, которыми они вызваны. Для этого разрабатываются новые проекты , направленные на повышение уровня сформированности познавательных УУД. Например, когда в 5 классе будет завершен процесс формирования умения проводить классификацию, а при выполнении подобного задания в 6 классе выявятся проблемы, то необходимо повторить этапы проведения классификации, выполняя задания, лежащие в основе данного УУД: выбор основания, деление на группы, определение названий групп, проверка полноты проведенной классификации. Объективно оценить качество формирования познавательных УУД возможно, применяя мониторинговые технологии.
Использование проектной деятельности в учебном процессе помогает добиваться поставленной цели. На предварительном этапе реализации проекта не только определяем цели, задачи, методы контроля , но и разрабатываем оценочные мероприятия, тем самым задаем перспективу формирования или развития определенных познавательных УУД. Самым важным аспектом достижения успеха становится создание творческой научно-исследовательской атмосферы в лицее, привлечение к творческой деятельности лицеистов с первого года обучения, вовлечение в творческую деятельность всех категорий обучающихся. К использованию метода проектов предъявляются следующие требования: наличие проблемы, значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для её решения; значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность; структурирование содержательной части. Виды проектов: групповые, парные, индивидуальные. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в
- умении раскрыть содержание работы;
- сформированность регулятивных действий;
- сформированность коммуникативных действий.
Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Одной из таких форм являются монопроекты по русскому языку и литературе. Умение составлять опорный конспект-проект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
• Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов - защита итогового проекта
• В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание, смайлики, лесенку достижений, которую позаимствовала на одном из вебинаров «Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований нового ФГОС» (по УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.). Вебинар проводила Бондаренко Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений, член Союза писателей России.
Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от нас, учителей. Меняется обучение - меняются ученики, есть над чем задуматься и что изменить учителю в выстраивании новой системе работы с детьми ,а для достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации: использование дифференцированных заданий; включение в образовательный процесс ИКТ; использование метода проектов.
Уважаемые коллеги! Просим принять участие в обсуждении вопроса оценивания достижения предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы.
Какие формы оценивания Вы применяете на уроках русского языка и литературы? Какая форма, на Ваш взгляд, является наиболее приемлемой?
Да, это очень интересная работа.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. К примеру, в начале учебного года можно предложить обучающимся выбрать из предложенного Вами списка рассказ (неисследованное произведение), определить ракурс исследования (пасхальные мотивы, особенности пространственной или временной организации текста и т.д.), предложить проанализировать произведение в обозначенном аспекте (работать над текстом до тех пор, пока не будет раскрыта во всей полноте авторская позиция), далее осветить степень изученности произведения. В конечном итоге работа будет строиться по следующей схеме: степень изученности произведения (с выходом на актуальность проведенного исследования), непосредственно сам анализ текста. Результаты работы можно представить на научно-практической конференции.
Используете ли Вы на уроках русского языка и литературы такую форму ? Возникают ли какие-либо вопросы, трудности в ходе работы?
Я применяю прием "Кубик Блума", который помогает выявить уровень познавательной активности учащихся, сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, выработать стратегии мышления.
Мне нравится использовать разного рода диктанты, перфокарты, компьютерные презентации.
Введение ФГОС поставило перед учителем новые задачи: формирование не только предметных результатов обучения, но и личностных, и метапредметных. Оценка качества образования стала подразумевать оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.
Оценка невозможна без формирования определенных навыков, поэтому важно было определить необходимые условия для осуществления данного процесса. К ним относятся следующие: применение технологий, основанных на системно-деятельностном подходе; включение в содержание урока заданий, направленных на формирование УУД (универсальных учебных действий). Соблюдение данных условий позволяет повысить уровень мотивации обучающихся и уровень сформированности УУД.
Системно-деятельностный подход в образовании занимает сейчас ведущую роль, потому что позволяет вырастить ученика-исследователя. Путь, который проходит обучающийся за урок в системно-деятельностной технологии, состоит из следующих этапов: мотивация, исследование, обмен информацией, организация и связывание информации, рефлексия, применение, мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).
Шесть основных этапов современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС :
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Эти этапы показатели эффективности современного урока. Реализация же рефлексии деятельности ученика- оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу. Определение этапов формирования и проведения оценки качества сформированности познавательных УУД позволяет четко спланировать работу и выстроить систему оценивания.
Система оценивания имеет определенную структуру:
• Самостоятельный и самоценный элемент содержания
• Средство повышения эффективности преподавания и учения
• Фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования
• Регулятор программы обучения
Оценочная деятельность учителя опирается на :
- критериальное оценивание, оценивание результатов деятельности обучающихся,
- диагностическое и срезовое оценивание, самооценку и взаимооценку и принцип добровольности. Принцип добровольности осуществляется при выборе в классе учеников-консультантов, осуществляющих проверку за выполнением домашних, срезовых заданий.
• Оценивание призвано стимулировать учение посредством :оценки исходного знания; учёта индивидуальных или групповых потребностей; демонстрации понимания материала; побуждения детей размышлять о своём учении.
• Принципы оценивания :
• Самооценка ученика предшествует оценке учителя
• Оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся
• Содержательное (само)оценивание неотрывно от умения себя контролировать
• Самостоятельный выбор учащимися сложности заданий
• Право учащихся на незнание и сомнение
• Для итоговой аттестации используется накопительная система оценок
Оценка - особое действие в структуре УД
Что значит оценка в рамках урока ФГОС? Оценить - выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
Оценить - определить меру своего продвижения к цели
Виды оценки – прогностическая, ретроспективная, рефлексивная.
ООД (ориентировочная основа действий)
ОЦЕНКИ:
- Что нового узнал? Чему научился?
- Насколько я продвинулся к цели?
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе обучения через самостоятельную познавательную деятельность. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом, но и ещё: умение научиться объективно оценивать свою работу и одноклассников. Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют специальные тетради «По следам своих ошибок», где учащиеся учатся классифицировать ошибки. На протяжении нескольких лет я использую для самостоятельной работы учащихся эти тетради по русскому языку, в которых ученики и мои помощники-консультанты могут после выполнения заданий проверить себя, выставить себе оценку. Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения, поэтому и учащихся, и их родителей познакомила с этапами формирования познавательных УУД основной школы ,сравнительной характеристикой ФГОС и стандартов 2004 года, предметными результатами, шкалой оценивания .
Инструментами динамики образовательных достижений выступают:
- стартовая диагностика;
- тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;
- творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;
- «Портфолио» («Портфель достижений»);
- Внутриклассный мониторинг (карты наблюдений, классные журналы, дневники- учащихся и другие формы накопительной системы оценки). Результаты мониторирования позволяют корректировать свою деятельность и деятельность учащихся. Результаты заносятся в специальный журнал. Требования к ведению и заполнению журнала. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
Аналитический этап предполагает проведение анализа полученных результатов в сравнении с предыдущими и со средними результатами класса. Все результаты заносятся в журнал. Эта работа позволяет быстро увидеть приращение как каждого обучающегося, так и коллектива в целом: сводные таблицы легко проецируются на экран, переводятся в диаграммы. Так, оказываются выявленными проблемы. Остается определить причины, которыми они вызваны. Для этого разрабатываются новые проекты , направленные на повышение уровня сформированности познавательных УУД. Например, когда в 5 классе будет завершен процесс формирования умения проводить классификацию, а при выполнении подобного задания в 6 классе выявятся проблемы, то необходимо повторить этапы проведения классификации, выполняя задания, лежащие в основе данного УУД: выбор основания, деление на группы, определение названий групп, проверка полноты проведенной классификации. Объективно оценить качество формирования познавательных УУД возможно, применяя мониторинговые технологии.
Использование проектной деятельности в учебном процессе помогает добиваться поставленной цели. На предварительном этапе реализации проекта не только определяем цели, задачи, методы контроля , но и разрабатываем оценочные мероприятия, тем самым задаем перспективу формирования или развития определенных познавательных УУД. Самым важным аспектом достижения успеха становится создание творческой научно-исследовательской атмосферы в лицее, привлечение к творческой деятельности лицеистов с первого года обучения, вовлечение в творческую деятельность всех категорий обучающихся. К использованию метода проектов предъявляются следующие требования: наличие проблемы, значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для её решения; значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность; структурирование содержательной части. Виды проектов: групповые, парные, индивидуальные. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в
- умении раскрыть содержание работы;
- сформированность регулятивных действий;
- сформированность коммуникативных действий.
Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Одной из таких форм являются монопроекты по русскому языку и литературе. Умение составлять опорный конспект-проект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
• Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов - защита итогового проекта
• В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание, смайлики, лесенку достижений, которую позаимствовала на одном из вебинаров «Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований нового ФГОС» (по УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.). Вебинар проводила Бондаренко Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений, член Союза писателей России.
Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от нас, учителей. Меняется обучение - меняются ученики, есть над чем задуматься и что изменить учителю в выстраивании новой системе работы с детьми ,а для достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации: использование дифференцированных заданий; включение в образовательный процесс ИКТ; использование метода проектов.
Уважаемые коллеги! Просим принять участие в обсуждении вопроса оценивания достижения предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы.
Какие формы оценивания Вы применяете на уроках русского языка и литературы? Какая форма, на Ваш взгляд, является наиболее приемлемой?
�71�0p� e